«Большой стиль» Людовика ХIV и другие.
Стиль связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715). Да-да, того самого, который безуспешно добивался благосклонности «нашей» прекрасной Анжелики — маркизы Ангелов. В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: "Государство, это я!" А придворные, не без лести, конечно, прозвали его "Король-Солнце" (которое всегда светит над Францией). И для прославления своего величия королю был необходим стиль архитектуры, который бы выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами.
В «Большом стиле» соединились элементы Классицизма, ассоциирующегося с величием древних греков и римлян, и современного итальянского Барокко. А в Барокко все было пышным, огромным и как бы чрезмерным, и все, что могло быть позолочено, было покрыто позолотой. И в архитектуре, и в мебели использовалась скульптура в экспрессивных позах, а фасады никогда не были прямыми, а только причудливо изломанными. (Рис. 1)
Для сравнения надо сказать несколько слов о предшествующем стиле короля Людовика XIII — отца короля-Солнце. (Все помнят непростые отношения Людовика XIII со своей женой Анной Австрийской, которой так преданно служили четыре мушкетера, воспетые гениальным А. Дюма.) А для Франции того времени еще не наступил тот век, когда она стала законодательницей моды в Европе. Своей мебели в стране почти не производили, а привозили из Италии, Германии и Испании. В мебели преобладали прямоугольные формы, из пород дерева использовались в основном местные - орех и дуб. (Рис. 2) У этого кресла, которое скорее напоминает простой стул, ножки сделаны сильно витыми, связи ножек в форме буквы Н, а спинку венчают декоративные «шишечки». Мебель в стиле Людовика XIII, строгая и геометричная, сейчас практически не производится.
Так вот, в период правления Луи XIV и мебель, и весь стиль жизни и искусства настолько поменялись, что Париж стал диктовать моду в искусстве всей Европе. И эта роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв.. Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно создавала впечатление "вечного праздника жизни". По свидетельству знаменитой мемуаристки госпожи де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал "в состоянии удовольствия и искусства"... Король "всегда слушает какую-нибудь музыку, очень приятную. Он беседует с дамами, которые привыкли к этой чести... Празднества продолжаются каждый день и полночи".
В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было "столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить". Ни одно из европейских государств не смело соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. Именно в это время стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни - быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией.
В дворцовых интерьерах того периода царило полное парадное великолепие. Характерная особенность стиля: маркетри (наборные панно из разноцветной древесины) настолько обильно украшает поверхность мебели, что становится похожим на роспись. (Рис. 3) Богатый орнамент при этом строго симметричен. Акантовые листья, фрукты, раковины, маски и головы фавнов сочетались в нем с античной военной символикой. К навеянным древним Римом мотивам (шлемам и щитам) добавились знаки «Короля-Солнце»: лучезарный лик или две переплетенные буквы L.
Вся вторая половина царствования Людовика XIV была окрашена мрачными тонами и проходила в атмосфере «всеобщего уныния». В 1685 г. король, впавший в церковное благочестие, отменил Нантский эдикт, который гарантировал во Франции свободу вероисповедания. С его отменой значительная часть мастеров-ювелиров, чеканщиков, эмальеров, керамистов, ткачей, бывших протестантами, навсегда покинула Францию. Переселившись в Германию, Англию, Голландию, Швейцарию, эти мастера внесли существенный вклад в развитие декоративного и прикладного искусства этих стран.
Но после отмены Нантского эдикта замечается спад в художественной жизни Франции. К концу XVII в. «Золотой век» французского искусства заканчивался, чтобы уступить место камерному и как бы усталому искусству стиля Регентства начала XVIII в.. (В этот период, когда наследником французского престола стал ребенок - пятилетний Людовик ХV, страной правил самоназначенный регент - честолюбивый герцог Орлеанский.) Это время не имеет каких-то ярких, присущих ему одному черт: большая часть предметов мебели с полным правом может быть отнесена и к уходящему Барокко, и к нарождающемуся Рококо.